Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребенка не только в его красоте внешнего вида. Главное другое – как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры – мимика, жесты, осанка. Случается, что даже хорошо образованные люди ни всегда выглядят воспитанными, не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие: жестокость, безразличие, глухота сердца и души. Поэтому, вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.
Группа детского сада является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его коллективные отношения со сверстниками. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, оказывать взаимную помощь, т.е. основы культуры поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками и взрослыми дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Ежедневно в детском саду дети здороваются и прощаются, аккуратно под руководством взрослого убирают после игры игрушки, осваивают культурно-гигиенические навыки. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Поэтому формирование культуры поведения одна из актуальных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Сказки всегда были одним из эффективных средств воспитания. Форма сказок соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Сказка предлагает ребенку образы, через которые он, незаметно для себя, усваивает жизненно важную информацию, нормы и правила поведения. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, а значит, учится доброте. А доброта – основа нравственно целостной личности. «Сказка, - писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать". Учитывая требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи, проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения, были определены следующие направления: